Цифровизация образования началась в Брянске. Такая тотальная перезагрузка продиктована временем. В результате этого процесса должно обновиться содержание образования. В частности, педагоги избавятся от огромного количества бумажной работы, дети получат неограниченный доступ к информационно-цифровым ресурсам, а родители — больше возможностей для контроля. Однако многие учителя опасаются, что их роль в современной школе будет сведена к минимуму и как следствие начнутся массовые сокращения.

Корреспондент издания NASHBRYANSK.RU выяснил, как изменится образование в эпоху высоких технологий, какие возможности в цифровизации видят педагоги, с какими сложностями сталкиваются и насколько обоснованы их страхи за собственное будущее.

Виртуальная школа

Под цифровизацией образования в Брянске понимают процесс перехода на электронную систему обучения и управления. По словам специалистов, цель такого процесса — создание цифровой образовательной среды. Заместитель главы Брянской городской администрации Наталья Моисеева сообщила:

«В рамках цифровизации образовательного процесса предусматривается переход на интерактивные системы обучения и управления образовательным процессом. На настоящем этапе идет активное внедрение автоматизированной системы управления «Виртуальная школа», государственной образовательной платформы «Российская электронная школа», совершенствование материальной базы и увеличение скорости доступа в сеть Интернет».

В городском управлении образования пояснили, что «Виртуальная школа» — это информационная система образовательных услуг, в которой разработан мощный инструментарий — в первую очередь электронные журналы и дневники и упрощенные версии отчетов. Со временем в системе появится информация обо всех педагогических работниках Брянска, что упростит работу с кадровым составом. «Виртуальная школа» будет хранить необходимые сведения по классам и учащимся — в частности персональные данные детей и индивидуальные учебные планы. Всё это позволит полностью контролировать образовательный процесс.

В Брянске процесс цифровизации образования уже начался, и многие педагоги уже оценили возможности перехода на «цифру». Своим мнением о нововведении поделился финалист областного конкурса «Учитель года — 2018» Алексей Иванов, преподающий физику и информатику в гимназии №1, одном из передовых образовательных учреждений региона. В прошлом году Иванов получил Благодарность губернатора Брянской области и памятную медаль «75 лет освобождения Брянской области» — за большой вклад в дело патриотического воспитания подрастающего поколения.

На фото (слева направо): губернатор Брянской области Александр Богомаз, учитель гимназии №1 Алексей Иванов, председатель Брянской областной Думы Владимир Попков

«Цифровизация открывает огромные возможности как для учащихся, так и для педагогов, — сказал Иванов. — Ребенок получает доступ к широкому спектру образовательных ресурсов, которые ранее были недоступны. Так, дети могут увидеть лекции именитых ученых, выступления ведущих педагогов России. А учителям цифровизация помогает существенно экономить такой ресурс, как время, а значит, его можно использовать более рационально. Самый простой пример: проверка тетрадей, подбор материалов. Раньше на это у учителя уходила масса времени, а сейчас есть много программ, облегчающих труд. Представьте, даешь ребенку тест в электронном виде, ученик выполняет задания минут 10 — 15, а потом это автоматически и почти мгновенно проверяется, и учитель может ставить оценку».

Лучшее — детям

Алексей Иванов отмечает, что в работе активно пользуется государственной образовательной платформой «Российская электронная школа», которая содержит полный курс уроков от лучших учителей страны.

«Российская электронная школа» — это информационно-образовательная среда, объединяющая ученика, учителя, родителей и открывающая равный доступ к качественному общему образованию независимо от социокультурных условий. Так объяснили в городском управлении образования и добавили, что это «современные педагогические технологии в интересах всех учащихся, в том числе детей с особыми образовательными потребностями». Брянские школы, лицеи и гимназии уже опробовали возможности «Российской электронной школы» и высказали более 50 предложений и замечаний по ее работе. Эти предложения направлены в департамент образования и науки Брянской области, оттуда они поступят создателям сервиса.

Переход общеобразовательных учреждений Брянска на «цифру» гладким не назовешь. Алексей Иванов отметил:

«Для внедрения цифровизации необходимо, чтобы в каждом классе был как минимум компьютер. Однако не все школы могут этим похвастаться. Так что проблема материального оснащения существует. Есть школы, которые неплохо оснащены компьютерами, но прогресс не стоит на месте, он движется достаточно быстро, и эта техника на сегодняшний день уже является морально устаревшей. Еще одна проблема связана с электронным журналом. Сейчас учителям приходится делать двойную работу: вести и электронный журнал, и бумажный. Поэтому некоторые сразу воспринимают новинку достаточно негативно. А между тем электронный журнал гораздо удобнее».

Но это не единственные трудности, возникающие при создании цифровой образовательной среды. По словам заместителя главы Брянской городской администрации Натальи Моисеевой, главные сложности — отсутствие в штате школ IT-специалистов, недостаточный уровень IT-компетентности педагогов, отсутствие связи между «Российской электронной школой» и «Виртуальной школой». Кроме того, отмечает она, функционал «Российской электронной школы» требует доработки.

Учитель — проводник

С трансформацией образовательного процесса стала меняться и роль педагога. Многие учителя заглядывают в будущее с опаской. Их тревожит, что гаджеты вытеснят их из класса и как следствие начнутся массовые сокращения. Алексей Иванов уверен: страхи безосновательны.

«На мой взгляд, роль педагога уже изменилась, — сказал Иванов. — Он уже не такой, как лет 15 — 20 назад. Современный учитель выступает в роли проводника. Дело в том, что цифровых ресурсов и информации сегодня много, и детям трудно отличить истинное от ложного. Задача учителя в том и заключается, чтобы вести ребенка по этому миру правильной тропой. Без педагога ученик может зайти не туда. Поэтому учитель уже должен работать внутри цифрового мира, должен быть маяком, за которым следует ребенок. И я считаю, что гаждеты никогда не вытеснят педагога из класса. Не нужно забывать, что учитель выполняет воспитательные функции, формирует мировоззрение, является примером. А телефон, планшет, компьютер примером стать не могут. Это всего лишь средство предоставления информации».

В управлении образования Брянска подтвердили, что учителям нечего опасаться: сокращение педагогического состава в общеобразовательных учреждениях города не планируется.

При этом кузница педагогических кадров — Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского — продолжает активно готовить учителей, а это свидетельствует о значимости профессии даже в цифровом мире. А дипломированные специалисты, уже имеющие многолетний страж работы, могут в вузе повысить квалификацию или пройти профессиональную переподготовку, в том числе чтобы усовершенствовать знания компьютера. Такие услуги предоставляет факультет дополнительного образования.

«Требования об адаптации диктует жизнь. Если мы хотим чего-то достичь, добиться, то нам надо использовать новые технологии, повышать свой профессиональный уровень, — отметил декан факультета, кандидат педагогических наук, доцент Александр Савин. — Это позволит педагогам лучше понимать своих учеников и максимально эффективно проводить уроки».

Среди тех, кто приходит осваивать гаджеты, немало людей предпенсионного и пенсионного возраста. Они понимают: чтобы общаться на одном языке с детьми, нужно идти в ногу со временем. И как показывает практика, люди с богатым жизненным опытом довольно быстро постигают компьютерную грамотность. При этом многие их них являются активными пользователями «Одноклассников», и навыки работы с социальной сетью помогают им при освоении образовательных ресурсов.

«Есть определенные программы обучения людей предпенсионного и пенсионного возраста, — сообщил Савин. — К этой деятельности мы стараемся привлекать тех лиц, которые могли бы поделиться передовым опытом работы с информационными технологиями. Впоследствии учителя, пройдя профессиональную переподготовку, не только используют информационно-коммуникационные технологии в своей деятельности, но и делятся знаниями с коллегами».

На фото Александр Савин

В Министерстве просвещения Российской Федерации описывают школу будущего как многофункциональную цифровую систему. По словам специалистов, учебные заведения будут оснащены компьютерами и планшетами, подключенными к скоростному Интернету, учебные материалы, планы, занятия, дневники и журналы перейдут на онлайн-версии, а образовательная платформа «Российская электронная школа» со временем превратится в крупнейший источник информации для школьников и педагогов. С помощью гаджетов дети будут изучать материал, выполнять контрольные работы, сдавать экзамены.

Но этим процесс перехода школ на «цифру» не ограничится.

В перспективе учебные заведения оборудуют устройствами, которые будут считывать информацию о работниках и учащихся, что повысит уровень безопасности школ, лицеев, гимназий. Планируется создать культурно-библиотечные центры с цифровым и книжным отделениями, где ребенок сможет найти и скачать на планшет учебник или художественное произведение. Придут новые технологии и в столовые. Ученик получит возможность оплатить обед картой, на которую родители положили деньги. А папы и мамы в свою очередь сумеют контролировать: где, когда и на что школьник потратил финансовые средства.

Цифровизация образования пока что находится на начальном этапе. Работы, понятно, предстоит немало, но основной объем должен быть выполнен к 2025 году. По словам Министра просвещения России Ольги Васильевой, запуск процесса перехода на электронную систему обучения и управления — это важнейший этап на пути реализации программы «Цифровая экономика РФ».

«Благодаря цифровизации образования российские школьники смогут применять полученные компетенции в условиях стремительно развивающегося цифрового мира. Таким образом, будет сформирована преемственная линия подготовки кадров, способных решать глобальные задачи для нужд цифровой экономики», — отметила Васильева.